Моторная афазия что это такое

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств.

Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (инсультах), при травматических повреждениях головного мозга, опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (энцефалитах). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания.

Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия  был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания  говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.

Разновидности афазии

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и  размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей.

  Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста:  такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга.

Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Моторная афазия что это такоеТакие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей).

Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков.

В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» — «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля).

В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями.

Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим».

Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы.

При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия.

Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия

Моторная афазия что это такоеПри сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на  две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике.

При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными.

Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков.

Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?».

Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях.

Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее).

Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Читать больной с семантической афазией может, а вот пересказать своими словами – нет.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости.

Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают».

Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.

Смешанная и тотальная афазии

Моторная афазия что это такое

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.

Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе.

Читайте также:  Паническая атака симптомы причины

Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики.

Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

  • Познавательное видео на тему «Виды афазии»:
  • Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:
  • Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:

Источник: https://doctor-neurologist.ru/vidy-afazij-v-nevrologii

Афазия

Моторная афазия (афазия Брока, афферентная моторная афазия) – это состояние, при котором человек теряет способность применять слова для выражения собственных мыслей, то есть речь. Формирование речи у человека определяет левое полушарие головного мозга.

Вследствие инсульта или тяжелых черепно-мозговых травм его функции могут нарушиться, и результатом становится полная либо частичная потеря речи.

Как проявляется моторная афазия?

Полная или частичная афазия — это симптом неврологического характера. Развитие афазии происходит, если лобную долю левого полушария мозга затрагивает патологический процесс. Причины такого явления — тяжелые травмы, инсульты и др.

При моторной афазии речевая деятельность больного может быть заторможенной, ненасыщенной. У человека отмечается очень плохая артикуляция, из-за чего окружающие его понимают плохо.

Тяжелая моторная афазия Брока иногда ведет к тому, что больному трудно выговаривать и сочетать звуки. Некоторые люди способны издавать только абсолютно непонятные окружающим звуки.

Восстановление речи при моторной афазии зависит от тяжести поражения и особенностей заболевания, которое спровоцировало данный симптом. Иногда для этого достаточно регулярно делать специальные упражнения.

Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных, при этом не используя служебных частей речи.

В составленных ими предложениях часто нарушается порядок слов, сами слова используются в неправильной форме, не соотносясь со стоящим рядом словом. Речь часто остается информативной, но при этом создается впечатление ее полной неграмотности.

Человек может вставлять в предложения слова, которые только что услышал, повторять одни и те же слова. Кроме речи нарушается чтение, письмо, больной часто неспособен называть предметы.

При тяжелом течении недуга человек может произносить только непонятные звуки либо общаться исключительно с помощью слов «да» и «нет». При этом он понимает устную речь, обращенную к нему.

Больные афазией иногда демонстрируют и перемены в эмоциональном состоянии. Они могут впадать в депрессивное состояние, часто плакать, отчаиваться. Если другие формы афазии могут привести к тому, что человек не сознает собственного состояния, то при моторной афазии больной понимает, что с ним происходит. Поэтому такие больные преимущественно неохотно ведут разговоры.

Среди неврологических проявлений, которыми сопровождается моторная афазия, следует отметить проявление слабости мышц лица с одной стороны, иногда мышцы могут быть полностью парализованы. Больному в таком состоянии могут быть недоступны некоторые движения с участием мышц лица, горла, рта. Поле зрения больного может отличаться от обычных границ.

Кроме моторной афазии в медицине определяются следующие виды афазий: сенсорная, амнестическая, семантическая и динамическая.

Моторная афазия что это такоеПри динамической афазии наблюдается так называемый дефект речевой инициативы. Наблюдаются выраженные нарушения инициативы речи, спонтанной повествовательной речи. Человек часто молчит, хотя и понимает речь окружающих людей.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении задней трети левого полушария. Данное расстройство также может возникнуть у больного после инсульта.

При сенсорной афазии наблюдается отсутствие дифференциации фонемы звуковой речи. Человек не контролирует собственную речь, не понимает того, что говорят другие люди.

Людей с таким расстройством могут воспринимать как психически больных.

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности четко называть предметы. При этом у больного остается способность описывать эти предметы. Не нарушается чтение и понимание речи.

Семантическая афазия проявлениями нарушений понимания речи, которая связана с пространственными отношениями. Человек не может понять логически и грамматически сложные речевые структуры.

Таким образом, у больных с афазией может возникать ряд затруднений, связанных с данным симптомом. Им трудно понять, о чем говорят окружающие, выразить свои желания и стремления, писать, читать. Следовательно, в повседневной жизни такие люди могут страдать от одиночества и изолированности.

Почему проявляется моторная афазия?

Чаще всего у человека проявляется тотальная афазия после инсульта. Вследствие ишемического инсульта поражаются верхние отделы центральной артерии головного мозга. Это, в свою очередь, определяет нарушения речевой деятельности.

Моторная афазия проявляется вследствие разнообразных поражений головного мозга.

Спровоцировать развитие этого симптома могут образования головного мозга, абсцессы мозга, внутричерепные кровоизлияния и др.

В более редких случаях моторная афазия проявляется при энцефалитах, лейкоэнцефалитах, болезни Пика.

Обширная афазия возникает при серьезных повреждениях головного мозга человека.

Как вылечить моторную афазию?

Моторная афазия что это такоеПолностью восстановить речь при афазии, которую спровоцировал инсульт либо серьезная черепно-мозговая травма, в большинстве случаев сложно. Тем не менее, правильное лечение афазии после инсульта и последующая реабилитация во многих случаях позволяет вернуть коммуникативные способности.

Если у больного проявляется данный симптом, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого симптома. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени.

Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов.

Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного симптома, а также тяжесть повреждения, расположение участка мозга, который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст.

Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации нужно начинать разговаривать с человеком.

Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не больше пяти минут.

Постепенно такие занятия становятся более продолжительными.

Если у человека отмечается легкое нарушение речи, то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у человека позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов.

При более тяжелой степени афазии данного типа больной не всегда способен произнести хотя бы слог.

В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет, пение, то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной.

Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже — поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.

Существует много практических упражнений, с помощью которых человек, страдающий моторной афазией, может постепенно восстановить речь. Никогда не следует форсировать события, добиваясь чистоты произношения и четкости звуков. Поэтому постоянно поправлять все слова, которые произнес больной, не нужно.

При общении с человеком, который страдает афазией, нужно проявлять терпимость и толерантность. Никогда не нужно приравнивать проблемы с речевой деятельностью к умственной отсталости и разговаривать с больным так, как с несмышленым ребенком или с психически больным.

Близким людям больного рекомендуется максимально упрощать те предложения, которые обращены к человеку, если необходимо, несколько раз повторять важные фразы. Важно всегда стараться привлекать больного человека к беседе и стимулировать его к разговору.

Современные медики широко практикуют методы, основанные на использовании возможностей компьютеров, что позволяет заниматься упражнениями для восстановления речи с максимальным эффектом.

Источник: https://medside.ru/afaziya

Афазия

Моторная афазия что это такое

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Моторная афазия что это такое

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга: энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.
Читайте также:  Гипертензивная энцефалопатия что это такое

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача — преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Афферентная (эфферентная) моторная афазия: описание, симптомы, причины, диагностика и методы лечения

Афазия заболевание органической природы при котором происходит поражение определённых зон коры больших полушарий. Одной из распространённых форм афазии является моторная афазия, при которой поражается зона Брока, находящаяся в задненижней части третьей лобной извилины. Чаще всего афферентная моторная афазия возникает в качестве осложнения острого нарушения мозгового кровообращения или при развитии черепно-мозговой травмы.

Особенности

Моторная афазия – повреждение головного мозга в зоне Брока, которая характеризуется необратимыми органическим изменением мозговой ткани с полной утратой в данной зоне её функциональной активности.

Специалисты выделяют две основные клинически значимые формы моторной афазии: афферентная и эфферентная моторная афазия. При данном заболевании происходит нарушение синтетической деятельности головного мозга с выпадением речевой функции, совместно с её восприятием.

При этом у больного отмечается отсутствие ситуативной речи, т.е. пациент не может поддержать диалог, так как попросту его не воспринимает. 

Афферентная моторная афазия

Афферентная или кинестетическая афазия проявляется затруднением воспроизведения речи преимущественно из-за проблем в артикуляционном аппарате. Таким образом пациенты с афферентной моторной афазией не могут не могут связать собственную речь в цельное структурированное предложение.

Больные зачастую пытаются заменить слова, которые не могут произнести синонимами, что приводит к значительному замедлению произносимой речи. Обращает на себя внимание и трудность в произнесении согласных звуков.

В большинстве случаев афферентная моторная афазия сочетается с аграфией – нарушением письменности. 

Эфферентная моторная афазия

Возникает в результате повреждения премоторных участков коры больших полушарий. Эфферентная моторная афазия проявляется буквально заклиниванием речи больного на конкретных звуках. Пациент не может изменить положение артикуляционного аппарата, что приводит к появлению больших временных пауз между произносимыми звуками. Речь становится телеграфной или штампованной. 

Стоит отметить, что практически в половине всех случаев выявленной моторной афазии у больных происходит сочетание и афферентной и эфферентной афазии. Смешанная афазия проявляется комплексным проявлением все вышеперечисленных проявлений, что называется термином – сенсомоторное нарушение речи. 

Причины афферентной моторной афазии

Причинами формирования моторной афферентной афазии является ряд заболеваний, приводящих к органическому поражению коры больших полушарий, в том числе и зоны Брока, а также премоторной коры. Чаще всего к афферентной афазии приводят заболевания с обширным поражением структур головного мозга, например:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Причём инсульт носит геморрагический характер, при котором происходит массивное кровоизлияние в структуры головного мозга. Пропитывание кровью и сдавление задних областей лобной зоны приводит к поражению центра Брока и развитию афферентной    моторной афазии;
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего к ним относятся энцефалит или лейкоэнцефалит. Воспалительные заболевания приводят к размягчению тканей головного мозга и формированию полостей абсцессов;
  • Черепно-мозговые травмы, в особенности с выраженным ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Ушиб головного мозга и отёк приводят к сдавлению структур головного мозга, при этом может повредиться и центр Брока;
  • Развитие опухолевого процесса, локализованного в лобных или височных долях на стороне доминантного полушария;
  • Эпилепсия, при наличии эпилептогенного очага в непосредственной анатомической близости от речевого центра головного мозга;
  • Токсическое повреждение структур головного мозга, например, тяжёлыми металлами или другими ядами.

Также способствующим к развитию афферентной моторной афазии можно отнести ряд хронических заболеваний:

  • Хроническая патология кровообращения, в следствие наличия аневризмы или атеросклеротических изменений в сосудистой стенке церебральных артерий.
  • Медленно прогрессирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз или энцефаломиелит. Демиелинизация нервных волокон приводит к нарушению афферентных и эфферентных связей речевого центра с другими структурами головного мозга;
  • Формирование прионного белка. 

Симптомы

Афферентная афазия сопровождается возникновением ряда симптомов и синдромов, которые и формируют клиническую картину характерную для данной формы.  Синдром нарушения экспрессивной речи включает:

  • Нарушение пространственных движений, таких как мимика и жестикуляций, а также полное отсутствие ситуативного речевого процесса. При попытке повторов звуков пациент производит лишь изолированные движения губами и языком;
  • Речь становится излишне клишированной, присутствуют слоговые и звуковые выпадения.

Также пациент испытывает выраженные трудности в произношении сложных слогов, а именно: делят слова на части и пропускают наиболее сложные звуки. Происходит нарушение понимания чужой речи, однако, данный период длится недолго от суток до нескольких дней и возникает после перенесённого острого нарушения мозгового кровообращения.

Обращает на себя внимание и пространственная дезориентация пострадавшего, а также нарушение письменности и восприятия визуальной текстовой информации. При письме пациент смещает гласные, пропускает согласные и меняет порядок букв. 

Диагностика

Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований.

Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.

Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
  • Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
  • Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
  • Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.
Читайте также:  Причины депрессии у женщин

Клинический Институт Мозга целенаправленно занимается изучением, диагностикой и лечением пациентов с неврологической симптоматикой, в том числе и больных с моторной афазией. На базе Клинического института Мозга работает мощное и современное диагностическое отделение, позволяющее с высокой долей вероятности ставить правильные диагнозы. 

Лечение

Основное лечение должно быть направлено на устранение основной причины, которая привела к формированию афферентной моторной афазии. В зависимости от основной патологии лечебная тактика будет иметь значительные отличия.

  • При наличии опухолевого процесса – оперативное вмешательство на головном мозге или курсовое применение лучевой и химиотерапии.
  • При наличии инфекционного очага или абсцесса – дренирование в комбинации с антибактериальной терапией и применением общих стабилизирующих препаратов.
  • При остром нарушении мозгового кровообращения – курсовое лечение препаратами с ноотропным действием, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте с выраженной компрессией головного мозга – оперативное лечение.
  • При эпилепсии основная терапия направлена на применение антиконвульсантов.
  • При демиелинизирующих и дегенеративных процессах в нервной ткани применяются глюкокортикостероиды.

Все вышеописанные схемы лечения будут эффективными в лечении афазии, так как обладают патогенетическим механизмом коррекции патологических проявлений заболевания. 

Реабилитация

Очень важно, чтобы лечение было комплексным и тесно связано с реабилитационно-восстановительными мероприятиями. Клинический Институт Мозга является одним из первых центров в стране в которых было начато комбинированное применение лечебных и реабилитационных мероприятий. Реабилитация заключается в:

  • Систематическом посещении логопеда, не реже трёх раз в неделю;
  • Работа в двойном режиме, т.е. и со специалистом, и самостоятельно.

Реабилитационные занятия направлены на восстановление членораздельной речи, для этого пациенты поют песни, читают стихи, так как при данных занятиях слова растягиваются на слога и тренируют артикуляционный аппарат больного. Отдельно стоит упомянуть и восстановлении письменности, для этого пациенты пишут письма под диктовку.

Для более эффективного и быстрого восстановления больного к лечению необходимо привлечь близки родственников и друзей. Нельзя допускать, чтобы пациент оставался и длительно находился в социальной изоляции.

На базе клинического Института Мозга работает специалист – афозиолог, который разрабатывает индивидуальные программы для каждого конкретного пациента для восстановления речевой и письменной функции при выраженных когнитивных расстройствах. 

Советы 

Афазия не является психическим заболеванием, даже если имеются выраженные нарушения речевой функции. Стоит относиться к больному с пониманием и терпением.

Не стоит повышать голос на больного, так как это не улучшит понимание информации и смысл сказанного. С больным следует говорить, как можно более медленно, не используя сложных конструкций в предложениях. Следует также ограничить жестикуляцию.

Используйте вопросы, на которые можно получить однозначный ответ да или нет.

Для улучшения восприятия информации больным постарайтесь исключить все посторонние шум. Старайтесь не ограничивать больного в общении и побольше задавайте ему вопросов. 

Осложнения 

Афферентная моторная афазия может иметь самые разные последствия и осложнения:

  • Утрата социальной адаптации, связанная с утратой профессии, бытовыми трудностями;
  • Инвалидизация;

Наиболее часто осложнения афферентной моторной афазии проявляются у детей. Это связано с особенностями функционирования их нервной и иммунной системы. 

Профилактика афферентной и эфферентной моторной афазии

Не существует специфической профилактики развития афазии. Все профилактические мероприятия в первую очередь направлены на устранение факторов риска, повышающих риск образования сосудистых заболеваний. Так как острое нарушение мозгового кровообращения является самой частой причиной развития афазии, то и профилактика инсульта оказывает косвенное влияние на развитие афазии.

Своевременное лечение артериальной гипертензии, коррекция липидного профиля крови, а также ежегодное прохождение профилактических осмотров помогут избежать обширных поражений головного мозга.

Как и при любом другом заболевании профилактика подразумевает под собой:

  • Ведение здорового образа жизни;
  • Правильное питание;
  • Нормализация режима труд-отдых;
  • Отказ от вредных привычек. 

Прогноз

Несмотря на то, что при афазии нельзя добиться радикального лечения и полноценного восстановления функциональной активности повреждённой зоны, тем не менее правильное лечение и соблюдение рекомендаций и реабилитационных мероприятий приводят к значительному улучшению качества жизни больного. При проведении полноценного курса лечения и реабилитации больной может практически полностью быть адаптированным к общению с окружающими.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/afferentnaya-i-effertnaya-motornaya-afaziya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df3700686c4a900ad4b82cf/afferentnaia-efferentnaia-motornaia-afaziia-opisanie-simptomy-prichiny-diagnostika-i-metody-lecheniia-5df383095ba2b500b1877959

Моторная афазия — причины, признаки, коррекция

Моторная афазия — системное расстройство речи. Оно возникает на фоне локального поражения левого полушария или подкорки. Частая причина такой патологии — опухоль или травма головного мозга. Лечение заболевания зависит от вида моторной афазии, степени поражения и возраста пациента.

Виды моторной афазии

Выделяется несколько типов моторной афазии. Такое отклонение может быть эфферентным, афферентным и динамическим. Каждый из них имеет свои причины возникновения и особенности течения патологического процесса.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия — кинестетическое расстройство уже сформированной речи. Оно возникает на фоне поражения артикуляторной области постцентральной извилины.

Причины афферентной моторной афазии

Патологический процесс может иметь токсический, ишемический, воспалительный и посттравматический характер. Основные причины развития афферентной моторной афазии:

  1. Инсульт. Это одна из самых частых причин развития речевой дисфункции. Во время ишемического инсульта наблюдается гибель нейронов в пораженной области. Основная причина — нарушение нормального кровообращения, которое приводит к спазму питающей церебральной артерии. При геморрагическом типе инсульта наблюдается излияние крови и сдавливание тканей.
  2. Черепно-мозговые травмы. Ушиб головного мозга приводит к травмированию нейронов, которые необходимы для нормального восприятия афферентной информации от артикулярных органов. В результате формируется внутримозговая гематома, увеличивается посттравматический отек и сдавливаются нейроны.
  3. Опухолевый процесс в мозгу. Астроцитомы, глиомы и медуллобластомы в теменной зоне становятся причиной разрушения нейронов. По мере роста внутримозговой опухоли речевые нарушения будут становиться более выраженными.

Афферентная моторная афазия может возникать на фоне болезни Альцгеймера, болезни Пика и лейкодистрофии. При этих патологических процессах наблюдаются атрофические изменения в коре. Речевая дисфункция такого типа может наблюдаться при прогрессирующей деменции.

Симптомы афферентной моторной афазии

Пациент с афферентной моторной афазией имеет проблемы со звукопроизношением. Возможна частичная или полная их замена. В особо запущенных случаях пациент не могут произнести ни единого членораздельного звука.

При легкой патологии наблюдается замена звуков близкими артикуляциями. Часто возникают проблемы со чтением и письмом, так как больной не может проговаривать слова через себя. При афферентной моторной афазии больному становится проблематично облизать или надуть губы. Формируются литеральные парафазии.

Лечение афферентной моторной афазии

Изначально врач должен установить причину патологического процесса. Для устранения инфекционно-воспалительных процессов используется антибактериальные и противовирусные лекарственные препараты. В случае инсульта показано дифференцированное сосудистой лечение.

При травматических или опухолевых процессах необходимо обследование у нейрохирурга. При необходимости проводится нейрохирургическая терапия. Устранение афазии начинается на раннем восстановительном периоде. Оно предполагает проведение логопедических занятий и прием медикаментов.

Виды растормаживающих упражнений:

  • повторение стихов;
  • проговаривание фраз;
  • сопряженное и отраженное произнесение автоматизированных рядов.

Все занятия проводятся с мимическим сопровождением со стороны учителя. Он садится напротив пациента и в утрированном виде демонстрирует постановку губ, языка и щек.

Цель медикаментозного лечения — нормализация кровообращения и метаболических процессов в пораженных участков. Назначается прием ноотропных, вазоактивных и нейтопротекторынз лекарства. При необходимости проводится психотерапия или беседы с психологом.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает на фоне повреждения премоторной зоны церебральной коры. При такой отклонении наблюдается диспросодия и проблемы с переходом между артикуляционными позами.

Причины эфферентной моторной афазии

Распространенная причина эфферентной моторной афазии — нарушение мозгового кровообращение. Оно может быть как острым, так и хроническим. Такое состояние наблюдается при атеросклерозе, тромбоэмболии и спазме. Отклонения наблюдаются в передней ветви средней мозговой артерии.

Заболевания, провоцирующие развитие эфферентной моторной афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоль;
  • эпилепсия;
  • дегенеративные процессы.

К числу инфекционно-воспалительных патологических процессов относится абсцесс головного мозга, энцефалит. Опасность медленных инфекций центральной нервной системы заключается в длительном латентном периоде.

Злокачественные новообразования прорастают в ткани, доброкачественные — сдавливают их по мере своего роста. Под дегенеративными процессами чаще всего подразумевается рассеянный склероз, при котором наблюдаются демиелинизация нервных волокон.

Симптомы эфферентной моторной афазии

При эфферентной моторной афазии возникают персеверации и частые повторы слов. Наблюдаются следующие симптомы:

  • дефекты переключения;
  • проблемы с интонацией и ударениями;
  • нарушение конструкции фраз;
  • преобладание глаголов в инфинитиве и существительных в именительном падеже;
  • длительные паузы.

В запущенных случаях пациент не может слить в один слог сразу гласный и согласный звук. Он частично понимает речь и наличие своего дефекта.

Лечение эфферентной моторной афазии

Изначально проводится лечение причиной патологии. Коррекция самого речевого отклонения проводится на стадии реабилитации. Назначаются логопедические занятия. Они помогут восстановить звуко-буквенный анализ, а также устранить трудности артикуляционного переключения. Длительность такого лечения зависит от тяжести состояния пациента.

Прием медикаментов необходим для улучшения метаболизма нейронов. Назначается комбинированное лечение. Рекомендуется прием следующих групп препаратов:

  • нейропротекторы;
  • витамины;
  • ноотропы;
  • вазоактивные лекарства.

Большое значение имеет психологическая помощь и поддержка пациента во время проведения терапии. В некоторых случаях требуются консультации психотерапевта.

Профилактика аффертной и эффертной моторной афазии

Специальных профилактических мер для предупреждения развития афазии нет. В первую очередь необходимо устранить все возможные факторы риска. Профилактика заключается в следующих аспектах:

  • правильное и сбалансированное питание;
  • здоровый и активный образ жизни;
  • отказ от временных привычек;
  • своевременное лечение заболеваний.

В профилактических целях рекомендуется проходить обследования сердечно-сосудистой системы. Особенно осторожными нужно быть пациентам с артериальной гипертензией.

Динамическая моторная афазия

Динамическая афазия заключается в нарушении или отсутствии уже сформировавшейся речи на фоне невозможности формирования внутренней речи. Такое отклонение возникает при поражении префронтальной области левого полушария у правшей, и наоборот у левшей. При динамической форме возникают нарушения не только устной, но и письменной речи.

Причины динамической афазии

Существует большое количество факторов риска риска, которые могут спровоцировать развитие такого патологического состояния. Основные из них:

  • генетическая предрасположенность;
  • артериальная гипертензия;
  • травмы или оперативные вмешательства на головном мозге;
  • пожилой возраст;
  • атеросклероз;
  • ревматические поражения сердца.

Частая причина динамической афазии — сосудистые заболевания головного мозга. Заболевание также наблюдается на основе хронических заболеваний нервной системы.

Симптомы динамической афазии

При динамической афазии пациенту становится трудно формировать активные высказывания. Он перестает задавать вопросы и не обращается с просьбами. Стимуляция речевой активности постоянно происходит извне. В особо запущенных случаях активная речь полностью отсутствует.

Иногда наблюдается автоматические повторение высказываний или движений собеседника. Артикуляция некоторых звуков сохраняется. Часто пациенты общаются односложно, а если ответ более развернут, то он будет носить стереотипный характер.

Лечение динамической афазии

Для устранения симптомов динамической афазии назначается проведение комплексного лечения. Оно заключается в приеме медикаментов, физиотерапевтической воздействии, работы с логопедом и психологом.

Чем раньше будет начата восстановительная терапия, тем эффективнее она будет. Назначаем следующих групп препаратов:

  • витамины;
  • антиоксиданты;
  • ноотропы;
  • церебропротекторы.

Логопед составляет индивидуальный план лечения. Длительность терапии зависит от запущенности патологического состояния. В среднем необходимо около 3 лет. Корректируется не только коммуникативная функция, но и самоконтроль за ней. Пациент должен осознавать свои грамматические ошибки и пытаться их исправить.

Нейропсихическое лечение заключается в улучшение психологического состояния, снижении количества ошибок и заторможенности речи.

Моторная афазия — дисфункция речи. Лечение зависит от типа патологического процесса и причины, что его спровоцировала. Своевременная терапия позволяет избежать осложнений.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/motornaya-afaziya

Ссылка на основную публикацию