Сенсорная афазия возникает при поражении

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими при поражении центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы. Эти нарушения обозначаются термином «афазия».

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! Здесь можно записаться на прием к врачу.

Симптомы

Сенсорная афазия возникает при поражении Медики выделяют основные типы заболевания в зависимости от места локализации патологии и конкретных проявлений дисфункции речи:

  1. Страдающие моторной афазией понимают обращенные к ним слова, но затрудняются или не могут произнести фразу либо отдельное слово. В тяжелых случаях способность говорить полностью утрачивается или сокращается до воспроизведения однотипных коротких обрывков.
  2. При сенсорной форме афазии, или афазии Вернике, больной может говорить, но не понимает родную речь.

Сенсорная афазия возникает при поражении

При сенсорной форме афазии у пациентов отмечаются проявления:

  • Страдающий хорошо слышит все, что произносится, но не может интерпретировать звуки речевого потока. Слова, сказанные на родном языке, кажутся ему полнейшей бессмыслицей, как иностранная речь, как шум, лишенный информационного смысла.
  • Больные не испытывают трудностей в произнесении фраз, часто бывают многословны, но их речь бесконтрольна, обрывочна, бессвязна, лишена смысла. Она насыщена служебными словами, собственными неологизмами в ущерб глаголам и существительным.
  • Поведение больного часто возбужденное, он эмоционален, много двигается. Сильно раздражается из-за того, что его не понимают, но сам не в состоянии оценить неинформативность своего речевого потока.
  • При нетяжелых формах патологии больной понимает и выполняет отдельные простые команды. Эта особенность позволяет медикам дифференцировать сенсорную афазию от заболеваний, которые связанны с нарушениями слуха или психики. Страдающий улавливает в речевом потоке отдельные слова, может точно повторять фразы, общее содержание речи остается для него непонятным.
  • Патологии часто сопутствуют нарушение зрения — гемианопсия, когда выпадает правая половина или верхняя четверть поля зрения обоих глаз. Ограничена подвижность лицевых мышц справа.

С течением болезни могут появляться новые очаги поражения, вызывая дополнительные речевые нарушения.

Формы

Сенсорная афазия возникает при поражении На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно:

  • Транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • Проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
  • Амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • При акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
  • Больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • Наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.

Сенсорная афазия возникает при поражении

Причины

Сенсорная афазия возникает при поражении Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры мозга.

Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Лечение

Сенсорная афазия возникает при поражении Достаточно долгое и трудоемкое лечение сенсорной афазии включает занятия у врача-логопеда, прошедшего специальную подготовку.

Коррекционная работа направлена на восстановление слухового восприятия, понимания речи, чтения, письма.

Взаимодействие доктора и пациента осложняется трудностью общения с человеком, который не интегрирует смысл из звуков родного языка.

Терапия этого патологического состояния включает:Сенсорная афазия возникает при поражении

  • Медикаментозные средства: ноотропные и нейротрофические препараты, витаминотерапия.
  • Дополнительные лекарства прописывают в зависимости от причин, вызвавших появление патологии.
  • Показаны занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры.
  • В восстановительной терапии используют специализированные компьютерные программы, помогающие улучшить речевые способности.
  • В домашних условиях пациенту необходима доброжелательная комфортная атмосфера, терпение близких. Родные помогут речевой реабилитации, если будут чаще разговаривать с больным, и размеренно произнося простые фразы, вовлекая в общую беседу, выслушивая его мнение.

Посильное участие в домашних делах несет положительное действие.

Упражнения

Сенсорная афазия возникает при поражении С лечебной целью рекомендуются упражнения:

  • Работа с предметными картинками: классификация изображений по их названиям, признакам, общим категориям.
  • Выбор правильного наименования из нескольких предложенных.
  • Дифференциация близких по звучанию слов.
  • Соотнесение изображений и текста: составление рассказов по сюжетам картинок.
  • Ответы на вопросы: сначала получают односложные ответы, затем отрабатывают диалоги от простых к более развернутым.
  • Чтение и письмо: начинают с отдельных букв и слогов, которые затем складывают в слова. Затем пишут несложные диктанты. Чтение вслух начинают с небольших текстов, постепенно переходя к более пространным произведениям. Осваивают пересказ, отвечают на вопросы по содержанию текста.

Афазия после инсульта

Сенсорная афазия возникает при поражении Если патология развилась в результате инсульта, коррекционные логопедические занятия начинают с первых недель, как только позволит лечащий врач.

Вначале реабилитации нужно опираться на речевые стереотипы: порядковый счет до 10, пение известных песен, припоминание известных стихотворных строк.

Для таких больных важна поддержка родных. Здесь необходимо осознать, что быстрого восстановления ждать не следует.

  1. Старайтесь концентрировать внимание на достижениях, пусть самых маленьких.
  2. Позитивная обстановка способна сократить восстановительный период.
  3. Чем раньше были начаты лечебно-коррекционные мероприятия, чем слаженнее совместная работа доктора, пациента и его семьи, тем прогноз благоприятнее.
  4. В медицинской практике имеются примеры значительного улучшения речевой способности, даже если афазия возникает при поражении большого объема мозга (после травм и мозговых кровоизлияний).

Особенности питания

Курс лечения афазии долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошо подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь стопроцентного результата от лечения, нужны постоянные занятия с логопедом, психологом, неврологом, полезное, здоровое питание. Во время лечения головной мозг больного постоянно работает.

Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. Рацион больного афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.

В питание нужно ввести то, что помогает хорошей работе мозга:

  • Креветки, нежирная рыба;, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, помогающие хорошему вниманию и памяти;
  • Репчатый лук — он хорошо преодолевает усталость и нервное напряжение, разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
  • Орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты, ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
  • Нежирное мясо (говядина, курица);
  • Молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
  • Бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.

Завтрак больного этим заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта, фрукты.

На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или съесть 100 — 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном.

Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.

Рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что помогает быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.

Лечение народными средствами

Народных средств против такого заболевания нет. Заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, помогающие нормализовать работу мозга, что, восстанавливает иммунную систему. Когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то через несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами — это прекрасный способ избавиться от этой болезни, восстановиться после разных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что помогает скорейшему выздоровлению.
Читайте также:  Признаки болезни альцгеймера в пожилом возрасте

Общение с такими животными играет лечебную роль, вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Последствия и осложнения

Если афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение — это полное отсутствие речи, неумение писать, читать и понимать речь окружающих.

Если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или к дальнейшему грубому изменению речевого развития. Неожиэто купирование моторной афазии приводит к заиканию.

Если долго не лечить такую патологию, то она в дальнейшем приводит к следующим последствиям:

  • Развитие необратимых дефектов речи;
  • Затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • Летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия — это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Эта проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Профилактика

Лечение афазии — это процесс долгий и трудный, который требует вмешательства логопеда, невролога, психолога и всех близких родственников. Полноценная речь у пациента восстанавливается намного быстрее, если вовремя начать курс лечения медикаментами и логопедическими занятиями.

Насколько будет успешен прогноз восстановления речи, можно сказать после локализации размеров зоны нарушения, стадии речевого расстройства, начального времени восстановительного обучения. Это зависит от возраста и основных показателей здоровья пациента. Наиболее хорошие результаты в основном отмечаются у молодых пациентов.

Чтобы не стать жертвой такого страшного и неприятного заболевания, надо при первых признаках неожиэтих болей в голове провериться у специалиста, чтобы заранее выявить все проблемы и вовремя выявить небольшие опухоли головного мозга. Еще в качестве профилактики нужно постоянно следить за артериальным давлением для предупреждения нарушений мозгового кровообращения.

Причины сенсорной афазии, как опухоли, разные травмы, припадки, судорожное состояние и другие, профилактическим методам не подаются. А главное, чтобы не развить сенсорную афазию, следует как можно лучше беречь голову от разных даже небольших травм, расстаться с негативными привычками, правильно питаться, не впадать в депрессии и избегать стрессов.

Источник: https://FeedMed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Самое важное о сенсорной афазии

Сенсорная афазия − речевое нарушение, имеющее общие признаки с алалией. Только алалию определяют у ребенка, а афазия возникает у взрослых людей после инсульта.

При данном речевом нарушении человек не понимает обращенную к нему речь и сам не может общаться с окружающими.

Специалисты в области дефектологии и логопедии изучают эту проблему, чтобы предложить наиболее эффективные пути коррекции.

Краткая характеристика механизма нарушения

Сенсорная афазия возникает при поражении

Aphasia − это частичная или полная утрата речевой функции в результате поражения определенных участков головного мозга. Отмечается нарушение всех составляющих речи: фонетическая сторона, грамматический строй и т. д. Есть несколько форм этого дефекта, отличающихся механизмами нарушения и местом локализации.

Сенсорная афазия была исследована в 1874 году Вернике, который выяснил, что очаг поражения − задняя треть височной извилины левого полушария.

Характерной особенностью этой формы является сложность понимания речи на слух. Между специалистами возникали споры о механизме нарушения анализа речи.

Одни считали, что это только акустический (слуховой) аспект, другие полагали, что значение имеет и артикуляционная составляющая.

В последних исследованиях было подтверждено, что для понимания речи важно проговаривание «про себя». А значит, что на слуховое восприятие оказывает влияние и артикуляционная составляющая. Поэтому при коррекционной работе обращают внимание не только на фонематические процессы, но и на артикуляцию.

Причины возникновения сенсорной афазии:

  • инсульт;
  • опухоли нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы.

Данное речевое нарушение связано с неврологией, поэтому только комплексная работа с участием различных специалистов поможет достичь хороших результатов.

Описание симптоматики

Сенсорная афазия возникает при поражении

Главный симптом сенсорной афазии − полное или частичное непонимание человеком речи. Человеку кажется, что окружающие разговаривают с ним на непонятном языке. При этом он само слово слышит, но не соотносит его с предметом. У людей с сенсорной афазией снижен контроль за речью, поэтому трудности понимания они компенсируют большим количеством слов.

Речь при такой форме афазии характеризуется заменами − фонематическими и артикуляционными. Пациент правильно называет слово, но при его дальнейшем повторении искажается звуковое и темпо-ритмическое оформление, потому что он не запоминает порядок звуков.

При чтении пациент с сенсорной афазией испытывает сложности в постановке ударения, поэтому ему трудно усвоить смысл прочитанного.

Но стоит отметить, что во время чтения человек с данным дефектом имеет меньше всего трудностей, потому что оно основано на зрительном и кинестетическом контроле.

Сильнее всего нарушается письмо и его состояние зависит от степени сохранности фонематического слуха. Больной испытывает затруднения с письмом под диктовку и со списыванием слов.

Кроме речевых нарушений, у людей с сенсорной афазией отмечаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере.

Сенсорная афазия возникает при поражении

Они возбудимы, пытаются что-то делать, с трудом соблюдают постельный режим, а если что-то не получается, расстраиваются. Люди не осознают, что у них есть нарушения в речи, используют большое количество слов, часто обращаются с вопросами к окружающим и раздражаются, если им не отвечают. Человек с сенсорной афазией расстраивается и потому, что сам не понимает речь окружающих.

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса.

Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь.

При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Сенсорная афазия возникает при поражении

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Основные принципы коррекционно-восстановительной работы

Успех лечения человека с афазией (любой формы) зависит от того, будет ли специалист строить работу на основе принципов, выделенных Л. С. Цветковой на основании идей А. Р. Лурии. Нужно учитывать не только состояние речи человека, но и особенности его личности, так как при афазии отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы.

Обязательно на занятиях нужно задействовать сохранные функции – так специалист облегчит процесс восстановления и проще будет создать ситуацию успеха для мотивации на дальнейших занятиях.

Конечно, всю работу нужно строить исходя из результатов диагностики и особенностей структуры дефекта.

В процессе обучения специалист должен опираться на работу сохранных анализаторов и создавать новые функциональные связи на их основе.

Сенсорная афазия возникает при поражении

Занятия строят на основе принципа «от простого к сложному», материал и задания усложняют постепенно. Материал должен быть разнообразным и помогать задействовать различные анализаторы.

При коррекции афазии учитывают и эмоциональную составляющую материала.

Чем он ближе пациенту и вызывает больше эмоций, тем лучше – так быстрее начнут создаваться необходимые ассоциативные связи, которые нужны для коррекционной работы.

Первостепенная задача коррекционной работы при афазии любой формы – это восстановление речи не в качестве приспособления к дефекту, а как средства взаимодействия с окружающим миром.

Восстановление не просто отдельных составляющих, а полноценной речевой функции и возвращение человека в нормальную речевую среду.

Поэтому при афазии занимаются не только индивидуально, но и проводят групповые занятия. Диалоги между пациентами и специалистами помогают восстановить коммуникативную функцию речи. Групповые занятия могут вызывать больше эмоций, что является стимулом для пациента. Преимуществами этой формы работы являются также подражание, помощь, ощущение поддержки и т. д.

Читайте также:  Сирингомиелия шейного и грудного отделов позвоночника

Но и индивидуальные занятия также важны, потому что задания подбирают с учетом индивидуальных особенностей человека. Это позволяет максимально эффективно проработать наиболее пострадавшие составляющие речевой функции. Для успешной коррекционной работы нужно сочетать групповые и индивидуальные занятия с различными специалистами.

Рекомендации родственникам

Сенсорная афазия возникает при поражении

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Семья человека, имеющего афазию любой формы, должна принимать активное участие в процессе реабилитации. Потому что для таких пациентов очень важна эмоциональная составляющая, и восстановление речи происходит быстрее, если речевой материал ему хорошо знаком. Человек не должен находиться в «речевой изоляции» − привлекайте его к обсуждению простых бытовых тем.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности работы при сенсорной афазии

Главная проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов.

Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту.

Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человека обучают понимать речь, беря за основу «контрастные» слова. Например, ему показывают две картинки, на которых изображен слон и дом, и называют. Затем пациента просят показать, на какой картинке, что изображено. Главное условие − эти слова должны быть простыми и понятными всем, обобщающими.

Сенсорная афазия возникает при поражении

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется. Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Работу с диалогической формой речи нужно строить на основе правильно заданных вопросов. Например, у пациента спрашивают «Ты сидишь?», он отвечает. Таким образом человек с помощью наглядных действий учится понимать речь. Можно задавать вопросы, в которых ответ содержится полностью или частично, особенно на начальных этапах лечения. На действиях отрабатывают глагольную лексику.

Также нужно включить упражнения на распознавание звуков в речи.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает.

Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок.

На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии.

Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными.

Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/sensornaya-afaziya/

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова.  Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения.  При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка.

Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота.

Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея,  изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться.  Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия.  Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется.

Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.

Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Читайте также:  Признаки шизофрении у подростка

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего.

  Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом  скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая  симптоматика.

В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека.

Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания.  Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует  длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия  подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности.  Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией.

Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса.

Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному  реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному.

Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям.

Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/s/sensornaya-afaziya.html

Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?

Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.

Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.

Сенсорная афазия возникает при поражении

Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей.

Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации.

Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.

Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния.

Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения.

Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут.

Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм.

Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

  1. Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.

Источник: https://ponervam.ru/sensornaya-afaziya.html

Ссылка на основную публикацию