Лфк для детей с дцп

Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.

Лфк для детей с дцп

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Важно! Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте. ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.

Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Комплексы упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.

Лфк для детей с дцп
Лфк для детей с дцп

Правила выполнения упражнений

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.

Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

  • классический,
  • сегментарный и
  • точечный.

Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.

Стоит отметить, что массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Применяются следующие способы стимуляции:

  • непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  • валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  • катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  • глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  • растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  • легкое поколачивание, пощипывание.

Вспомогательные тренажеры

К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:

  1. Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
  2. Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
  3. Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

Бассейн для детей с ДЦП

Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.

Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:

  1. Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
  2. При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
  3. Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
  4. Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.

На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.

Источник: https://Fiziotera.ru/lfk-dlya-detei-s-dcp/

Лечебная физическая культура при ДЦП: основные комплексы упражнений

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о методике лечения ДЦП В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

Лфк для детей с дцпДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП.

Что это?

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Какие занятия включает в себя?

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Занятия для стимулирования двигательного аппарата

Лфк для детей с дцп

Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.
Читайте также:  Как избавиться от лунатизма

Занятия для развития движений в суставах

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

ЛФК для детей с ДЦП видео:

Занятия для живота

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на: 

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком.

Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой).

Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

Лфк для детей с дцп

Источник: https://blog-travuscka.ru/dvizhenie-i-sport/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-pri-dcp-osnovnye-kompleksy-uprazhnenij.html

Лфк для детей с дцп

Основное условие лечения: занятия должны быть регулярными. Врач, подбирая программу для пациента основываясь на его интеллектуальном развитии, возрасте и осложнения заболевания.

Для тренировки плохо развитых и скованных мышц тела у больных детей в реабилитационный комплекс включают специально разработанные программы ЛФК при ДЦП. Также можно данные упражнения добавить во время профилактики заболевания.

Одному эту болезнь не победить, нужен комплексный подход к лечению детского церебрального паралича. Пациенты, страдающие этим заболеванием, обязательно должны заниматься лечебной физкультурой, эти упражнения значительно укрепляют мышечную систему.

Влияние лечебно физической культуры

Несколько видов упражнений ЛФК для детей с ДЦП отлично восстанавливают здоровье. В ходе занятий обменные процессы начинают действовать, улучшается мозговая деятельность и сердечная система. Комплекс лечебной программы ЛФК при ДЦП состоит из нескольких процедур:

  • ЛФК.
  • Массажи.
  • Процедуры закаливания.
  • Поэтапная растяжка.
  • Мануальная терапия.
  • Тренировка для нормальной ходьбы.

Программа ЛФК для детей с ДЦП подбирается для каждого индивидуально. В эти занятия обязательно входят: игры с мячиком, расслабляющие упражнения, занятия в сидячем и лежащем положении, а также стимулирующие небольшие нагрузки.

Интересно! Если у ребенка стоит диагноз спастическая диплегия, тогда занятия должны обязательно сопровождаться непрерывными движениями.

Лфк для детей с дцп

Виды комплексных упражнений

В программы ЛФК для с ДЦП входят несколько занятий, к которым можно отнести:

  • Поэтапная растяжка мышц, для этого следует раскачивать верхние и нижние конечности тела с плавным ускорением.
  • Фиксирование рук и ног с помощью шин в одном положении.
  • Расслабляющие упражнения для мышц. Необходимо фиксировать конечности поочередно. В итоге ослабляется высокий тонус мышц и уменьшается количество хаотичных взмахов и поддерживаний.
  • Ходьба. Ее можно делать на одном месте или осуществлять по кругу помещения. Таким образом, ребенок учится ходить правильно.
  • Плавное разгибание и сгибание, в области суставов с массированием мышц.
  • Подъем по наклону. Это упражнение осуществляется только при помощи инструктора. Эта процедура хорошо тренирует мышцы ног и пресса, а также учит малышей удерживать равновесие.
  • Упражнения на выработку выносливости (прыжки на батуте, скакалка, прохождение туннелей).

Важный момент! Вся процедура происходит только под руководством инструктора ЛФК для детей с ДЦП.

Лфк для детей с дцп

Как действует массаж в лечебной методике?

Также в комплексные упражнения ЛФК для детей ДЦП входят массажные процедуры. Они эффективно помогают пациентам расслабиться, улучшают кровообращение, приводят в норму обменные процессы и убирают спазмы. Чтобы улучшить состояние опорно-двигательного аппарата нужно использовать несколько видов массажа:

  • точечный;
  • сегментарный;
  • классический.

После первого знакомства с методиками массажа, родители могут его делать малышу самостоятельно дома. Этим процедурам учат на специализированных курсах.

Также недавно разработан еще один комплекс упражнений ЛФК с детьми ДЦП. К этим процедурам можно отнести:

  • Непрерывное поглаживание конечностей, это быстро расслабляет мышцы.
  • Валяние благотворно влияет на большие области тела.
  • Катание, хорошо действует на плечевые и тазобедренные суставы.
  • Легкое поколачивание, способствует быстрому расслаблению мышц.
  • Растирание тела при помощи ладони, эта процедура отлично стимулирует мышцы спины, бедер и ягодиц.
  • Поглаживания прерывные, хорошо держат в тонусе все мышцы.

Важный момент! Все упражнения и массажи должны быть дозированы, увеличивать их продолжительность нужно постепенно, по мере улучшения состояния пациента.

Водные процедуры в бассейне

Занятия ЛФК с детьми ДЦП должны быть разными, в этот комплекс входят водные процедуры. Маленькие детки любят воду, но этот процесс должен длиться не более получаса, потому что мышцам нельзя переутомляться.

Занятия должны быть системными, в день их можно делать 2-3 раза, разовое посещение бассейна будут не эффективным. К водным процедурам нужно приучать малышей постепенно.

В любой программе ЛФК для детей с ДЦП существуют упражнения на воде. Эти процедуры проводятся только под контролем инструктора. В них входят:

  • Окунание тела в воду по плечи.
  • Легкое покачивание на воде.
  • Водная гимнастика (горизонтальное положение на животе, взмахи руками и ногами).

Дополнительные тренажеры

Существуют несколько видов тренажеров ЛФК для детей с ДЦП. Например, коврик с ребристой поверхностью. Ребенка следует по не многу приучать ходить по нему босиком.

Благодаря экспандеру можно быстро разработать моторику у деток. Также можно для этого использовать маленькие мешочки с пшеном или рисом.

Читайте также:  Неотложная помощь при эпилепсии

Прыгуны и ходунки, специально разработанные для малышей с детским церебральным параличем, у них есть ортопедические вставки. Перед покупкой дополнительных тренажеров необходимо проконсультироваться с врачом.

Инструктор ЛФК для детей с ДЦП помогает каждому ребенку делать упражнения правильно, поддерживая его морально и физически.

Интересно! Все программы лечебной физкультуры разрабатывались группой медиков и ученых, которые учитывали все сложности и нюансы заболевания.

Теперь у родителей есть отличная возможность вылечить своих малышей в реабилитационном центре «САКУРА». При регулярных занятиях ЛФК для детей с ДЦП — лечебной гимнастикой, массажами и водными процедурами эффект получается максимальным.

После этих упражнений у пациента входят в тонус сразу несколько групп мышц, повышается иммунитет, а также улучшается кровообращение и обмен веществ. Малышам необходимы эти процедуры, они хорошо влияют на их здоровье.

Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Полезные статьи:

  • SWASH для лечения ДЦП
  • Коррекция двигательных возможностей

Источник: https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/lfk-dlya-detei

Лфк при дцп — подбор комплекса упражнений с инструктором в центре реабилитации в москве

Детский церебральный паралич (ДЦП) является заболеванием, причиной которого служит поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Развитие патологии может произойти у ребенка в период внутриутробного развития, в момент родов или в новорожденном возрасте.

ЛФК для детей с ДЦП является одним из наиболее эффективных средств реабилитации, так как заболевание характеризуется нарушением тонуса мышц.

В ходе занятий лечебной физкультурой ребенок обучается контролю над движениями, у него улучшается амплитуда движений и координация.

В центре реабилитации Юсуповской больницы опытные ЛФК инструкторы подбирают эффективный комплекс упражнений. Клиника принимает пациентов возраста 18+.

Лфк для детей с дцп

ЛФК при ДЦП: особенности методики

Лечебная физкультура для детей с ДЦП позволяет улучшить состояние больного и справиться с определенными проблемами. ЛФК при ДЦП решает несколько задач:

  • общее укрепление и оздоровление организма;
  • укрепление слабых мышц;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ;
  • развитие координации движений;
  • лечение сопутствующих нарушений, таких как нарушение подвижности позвоночника или его искривление;
  • обучение больного бытовым умениям и самообслуживанию;
  • познание элементарной трудовой деятельности.

Важно начинать ЛФК занятия при ДЦП после рождения, так как в данном случае возрастает вероятность того, что поврежденная нервная система сможет выполнять свои функции.

Инструкторы подбирают комплексную терапию при ДЦП, которые помогут стимулировать его двигательную активность.

ЛФК при ДЦП: комплекс упражнений

Комплексы ЛФК при ДЦП разрабатываются для пациентов центра реабилитации Юсуповской больницы с учетом индивидуальных особенностей. Однако в каждый комплекс упражнений для реабилитации детей с ДЦП входят упражнения:

  • для стимуляции активности;
  • для улучшения динамики движений;
  • для расслабления мышц;
  • упражнения в положениях: сидя, лежа;
  • для снижения примитивных рефлексов;
  • упражнения на тактильные и зрительные ощущения. Дети с данным диагнозом имеют недостаток силы восприятия;
  • занятия для нормализации дыхания;
  • занятия в игровой форме.

Занятия ЛФК при ДЦП необходимо осуществлять в течение нескольких лет для получения положительных результатов. При своевременном обращении родителей к специалистам шанс на хорошее будущее существенно увеличивается.

В Юсуповской больнице ЛФК инструкторы объясняют родителям цель и задачи реабилитации, эффективность тех или иных упражнений, включенных в комплекс. При обращении в Юсуповскую больницу родители могут получить психологическую помощь и в рамках реабилитации обучиться основам взаимодействия с ребенкам.

Индивидуальный комплекс ЛФК при ДЦП в Юсуповской больнице

Юсуповская больница является современным медицинским учреждением, в состав которой входит несколько клиник и центров. Специалисты центра реабилитации помогают пациентам при различных заболеваниях.

На базе данного подразделения разрабатываются эффективные комплексы ЛФК при ДЦП для укрепления детского организма, развития двигательной активности и других физиологических функций, формирования навыков самообслуживания и помощи в решении бытовых проблем.

Юсуповская больница обладает техническими возможностями для обследования, лечения и реабилитации детей с ДЦП, так как медицинское учреждение оснащено современным европейским оборудованием. Комфортное пребывание пациентов и психологическую поддержку родителей обеспечивает доброжелательный персонал Юсуповской больницы.

Занятия ЛФК при ДЦП в Юсуповской больнице осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • ЛФК при ДЦП — комплекс упражнений выполняется систематически, между занятиями отсутствуют продолжительные перерывы;
  • физическая нагрузка увеличивается постепенно;
  • при реабилитации пациента специалист учитывает возраст ребенка, эмоциональное состояние и стадию развития патологии;
  • при составлении комплекса упражнений отсутствует ориентация на других пациентов, так как индивидуальный подход позволяет достичь наиболее серьезных результатов;
  • в ходе ЛФК занятий осуществляется коррекционно-воспитательная работа.

Реабилитация при ДЦП является тяжёлым трудом для самого ребенка, его родителей и врачей-реабилитологов. Квалифицированные инструкторы ЛФК Юсуповской больницы имеют большой опыт в восстановлении. Предварительная запись пациентов осуществляется по телефону Юсуповской больницы.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: https://yusupovs.com/articles/rehab/lechebnaya-fizkultura-pri-dtsp/

Рабочая программа по физкультуре на тему: Лечебная физическая культура при ДЦП | Социальная сеть работников образования

  •                              Министерство образования и науки РБ.
  •                МКУ Управление образования Джидинского района.
  •                МБОУ «Джидинская средняя общеобразовательная школа».
  • Согласовано на заседании МО.        «Утверждаю»
  • 27 августа 2015года        Директор школы

Руководитель МО        Малова И.С.

Петрова А.П.        ___________________

  1. ________________________        
  2. Программа по лечебной физической культуре (ЛФК)
  3.                     при заболевании ДЦП
  4.                                                       Марадудин Роман Арсентьевич.
  5.                                                      Количество часов-35 (из расчёта 1ч. в неделю)
  6.                                                   п.Джида
  7. ЛФК при ДЦП

Детский церебральный паралич – нарушение двигательных функций мозга, которые появляются в результате его нарушения в детстве. Такие отклонения не прогрессируют. Они появляются с рождения ребенка и существуют в течение всей жизни. Двигательные нарушения зачастую выражены слабостью определенной группы мышц.

В результате чего не скоординированы движения ног, рук, нарушена походка, может запрокидываться шея. Диагноз ДЦП может нарушить интеллектуальное развитие и речь. Основная причина ДЦП – удушье или нехватка кислорода в утробе матери или же после рождения.

Это может быть выражено вследствие каких-либо патологий во время беременности матери. Также могут повредить мозг плода различные травмы, вызванные какими-либо видами акушерской патологии, неправильное строение таза матери, затяжные роды, слабая родовая деятельность.

Но чаще всего тяжесть родов может быть определена уже существующими нарушениями внутриутробного развития ребенка.

Гемолитическая болезнь также может спровоцировать недуг после родов, в результате чего происходит интоксикация мозга ребенка. Вызвать ее может несовместимость по резус-фактору либо группе крови матери и ребенка или же печеночная недостаточность плода.

В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка. Особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела.

Это приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению в скелете мышечного тонуса.

Родители рано или поздно задаются вопросом, можно ли реабилитировать нервную, мышечную и двигательную координации при ДЦП. Для начала нужно пройти курсы массажа и лечебной физкультуры, а также принимать средства, понижающие мышечный тонус. Также рекомендуются препараты, которые питают нервную ткань и улучшают ее микроциркуляцию.

Методы воздействия

Лечение ДЦП – многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Это дело довольно трудоемкое, но не безнадежное.

Лечение ДЦП можно разделить на 3 этапа:

  1. Предварительный – подготовка организма к увеличению физических нагрузок, к очистке от токсинов. Данный этап длится примерно от 2 до 4 недель.
  2. Подготовительный – самый сложный и продолжительный этап лечения. Все проводится только биомеханическим способом. Этап будет завершен, когда пациент сможет самостоятельно стоять на ногах, приседать, наклоняться. Этап может быть довольно длительным, все зависит от тяжести заболевания и возраста пациента.
  3. Основной – происходит обучение ходьбе уже при нормальном стереотипе. По окончанию этапа пациент должен уже самостоятельно передвигаться.

Главный помощник в лечении – понимание родителей ребенка. От этого зависит весь исход проделанной работы.

Действие ЛФК при ДЦП

Существует мнение, что лечебной гимнастикой нужно заниматься с ребенком с трехлетнего возраста. Но это неверно. Основные двигательные навыки формируются с момента рождения — до того, как ребенок сделает первые шаги. Дальше они просто совершенствуются. Детский церебральный паралич – заболевание, приводящее к тяжелой инвалидности.

ЛФК и лечебный массаж занимают главное место в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому и нужно при работе с детьми учитывать возраст, форму и степень тяжести ДЦП, соблюдая систематичность.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.

Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по испытанной программе, то неповрежденная нервная система будет выполнять все свои функции. Программы по ЛФК занимают главное место в лечении детей с ДЦП.

Читайте также:  Эпилепсия - причины возникновения у взрослых и лечение

Выполнение упражнений

Обязательными и общими признаками для всех методик ЛФК являются:

  1. Систематичность, регулярность и непрерывность применения лечебной физкультуры;
  2. Строго индивидуальные упражнения в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;
  3. Постепенное увеличение физических нагрузок.

Содержание упражнений для детей с ДЦП:

  1. Растягивание мышц: профилактика тератогенеза, снятие мышечного напряжения, расширенный диапазон движения;
  2. Упражнения для выработки силы, развития чувствительности мышц;
  3. Тренировка чувствительности нервов для улучшения состояния нервной ткани;
  4. Упражнения для укрепления антагонистических и ведущих групп мышц;
  5. Поддержание функциональной эффективности органов – упражнения на выносливость;
  6. Расслабление, чтобы устранить судороги, напряженность и спазмы;
  7. Обучение нормальной ходьбе;
  8. Упражнения для стимулирования органов чувств;
  9. Упражнения на подъем для улучшения двигательной силы и равновесия;
  10. Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.

Больные с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура для больных с церебральным параличом должна обеспечить возможность развития физической силы больных.

ДЦП – неизлечимая болезнь, но ее можно облегчить, если применить ЛФК, которая занимает важное место в адаптации больного к условиям окружающей среды.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

  1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактикатератогенеза, расширение диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
  10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И.

 Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что «основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной».

 Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения.

Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений.

Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах — отличаются своеобразием.

Если при спастическойдиплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями.

Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия.

Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха — варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г.

проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни.

Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

Иппотерапия.

Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи.

Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный.

Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция — активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.

Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.

В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры ( ЛФК ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде ( ЛВЕ ) и огромное желание самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации — очень желаемое с очень опасны  (страх и неуверенность в себе ).

Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и,      во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного — лошади.

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища.

Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса,      снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение            координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

                             

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:                                                  

1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.

2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.

5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений обновляются, а 85 — 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

7. Соблюдение цикличности — чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.

8. Учет возрастных особенностей.

Больным так же помогает массаж. Известно, что он оказывает влияние как на центральную нервную систему, так и на периферическую.

Он может успокоить, снять слишком сильное психическое напряжение, или создать условия для спокойного и глубокого сна накануне важных в жизни человека событий.

Массаж может и возбуждать, что необходимо в тех случаях, когда человек находится в состоянии глубокой апатии или у него понижен нервный тонус.

Кроме рефлекторного воздействия массаж оказывает непосредственное влияние на нервные проводники, что широко используется в лечебной практике, когда требуется понизить проводимость чувствительных и двигательных нервов. Соответственно подобранные массажные приемы значительно уменьшают болевые ощущения.

Общепризнано значение массажа при снятии утомления и для повышения физической или умственной работоспособности. Известно, что массаж утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости.

Лечебная физкультура для детей.

В ранней стадии, если нет нарастающего гипертензионного или судорожного синдрома, со 2 — 3-й недели жизни следует начинать массаж и гимнастику.

После расслабления с помощью «позы эмбриона», точечного массажа, упражнений на мяче стимулируется развитие реакций опоры, установочного рефлекса с головы на шею, пассивно воспроизводятся реципрокные движения конечностей, необходимые для этого акта.

Особое внимание уделяется развитию экстензии кистей рук, отведению больших пальцев, а также воспитанию фиксации взора на предметах, развитию слежения за движущимися предметами.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/08/27/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-pri-dtsp

Ссылка на основную публикацию